10 шагов по развитию предпринимательства

9 сентября 2016 года Главой государства одним из главных приоритетов работы Правительства обозначено стимулирование массового предпринимательства и обеспечение занятости.

Кроме того, даны поручения по развитию агропромышленного комплекса, в частности сельхозкооперации, а также диверсификации экспортного потенциала.

В этой связи, для реализации поставленных Главой государства задач НПП «Атамекен» предлагает 10 шагов по развитию предпринимательства.

 

1. РАСШИРЕНИЕ МИКРОКРЕДИТОВАНИЯ

В настоящее время микрокредиты бизнесу предоставляются в рамках Дорожной карты бизнеса 2020 (до 10 млн. тенге под 6% годовых),Дорожной карты занятости 2020 (до 3 млн. тенге под 5% годовых), инструментов НУХ «КазАгро» (кредитование через МКО до 3 млн. тенге под 9,5 / 12% годовых).

Предприниматели по данным программам сталкиваются с проблемами залогового обеспечения, большого количества требуемых документов и отсутствия сопровождения проекта.

Для большинства начинающих предпринимателей микрокредиты являются недоступными в связи с высокими процентными ставками (в среднем 40% годовых).

Ключевым преимуществом реализуемых НПП «Атамекен» подходов микрокредитования стали гибкость по залогам, предоставление поручительства, сопровождение бизнес-проектов от обучения предпринимателей до их реализации, возможности кооперации и прямого сбыта.

Для дальнейшего расширения микрокредитования в рамках Дорожной карты бизнеса 2020, Дорожной карты занятости 2020, инструментов НУХ «КазАгро» предлагается:

- применить опыт микрокредитования НПП «Атамекен» в части суммы, процентных ставок, предоставления гибкости по залогам, упрощения требований к документам;

- передать НПП «Атамекен» функции единого оператора сервисной части микрокредитования по всем госпрограммам Дорожной карты бизнеса 2020, Дорожной карты занятости 2020 в виде госзадания (3 млрд. тенге ежегодно на усиление районных ЦПП): обучение, составление бизнес-плана, сопровождение проекта, сервисные услуги (бухгалтерские, юридические и др.). Вопрос передачи функций сервисной поддержки в рамках инструментов НУХ «КазАгро» предлагается обсудить с представителями НУХ «КазАгро» в рамках специальной рабочей группы.

- с учетом наработанного опыта НПП «Атамекен» через свою систему микрокредитования готова освоить в 2017 году 10 млрд. тенге из общего объема сумм, направляемых по поручению Главы государства.

 

2. МАССОВОЕ ОБУЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ОСНОВАМ БИЗНЕСА

На сегодняшний день обучение населения основам бизнеса осуществляется в рамках Дорожной карты бизнеса 2020 по проектам «Бизнес-Советник» и «Бизнес-Рост».

При этом обучение по проекту «Бизнес-Советник» осуществляется в течение 2 дней, по проекту «Бизнес-Рост» - в течение 2-5 дней в зависимости от темы обучения.

В таком формате обучение основам бизнеса неподготовленной аудитории, в особенности сельского населения, неэффективно и формально.

В рамках реализации действенных мер для обеспечения занятости населения, снижения социальной напряженности, а также развития предпринимательства в регионах, НПП «Атамекен» при поддержке Правительства РК завершила два пилотных проекта - «Bastau Бизнес» и «Bastau Кәсіп».

Проект «Bastau Бизнес» нацелен на развитие предпринимательства на селе и повышение уровня занятости сельского населения через всестороннюю поддержку бизнес-инициатив и обучение населения основам предпринимательства.

Продолжительность обучения по проекту «Bastau Бизнес» составляет 1 месяц, что превышает продолжительность других программ обучения бизнесу от 6 до 10 раз.

При разработке проекта были учтены недостатки госпрограмм обучения бизнесу: «сжатость», отсутствие индивидуального подхода, отсутствие системы отбора участников, возможность обучения на дому, отсутствие постоянного сопровождение проекта, выездные консультации и т.д.

НПП «Атамекен» реализуется проект онлайн-обучения «Атамекен Бизнес Академия», а также создается методологический центр для обучения бизнес-тренеров.

Все программы обучения НПП «Атамекен» будут увязаны с системой микрокредитования.

 

3. РАЗВИТИЕ СЕЛЬХОЗКООПЕРАЦИИ

Одной из сдерживающих проблем развития АПК является преимущественно мелкотоварный характер производства.

Для решения проблемы мелкотоварности в октябре 2015 года был принят Закон РК «О сельскохозяйственных кооперативах». Реализуется совместный План НПП и МСХ по созданию и реализации 10 пилотных кооперативов.

Также НПП реализуется программа «200 сельхозкооперативов с НПП «Атамекен». На сегодняшний день уже сопровождается более 283 сельскохозяйственных кооперативов, которые объединяют около 7 тыс. крестьянских/фермерских хозяйств и личных подсобных хозяйств населения.

Вместе с тем, сельхозтоваропроизводители, укрупняясь в форме сельхозкооперативов, сталкиваются с проблемой отсутствия доступа к дешевым длинным деньгам.

Для решения проблем доступа к финансам сельхозкооперативов предлагается:

- определить приоритет микрокредитования личных подсобных хозяйств населения, объединенных в кооперативы.

- внедрить новый продукт льготного кредитования через институты АО «НУХ «КазАгро».

С учетом мер по реализации предыдущих шагов, система поддержки сельхозкооперации будет выстроена следующим образом:

- организационная и разъяснительная работа на местах;

-обучение населения основам бизнеса, разработка бизнес-плана и последующее сопровождение;

- финансирование через микрокредитование, либо льготное финансирование через НУХ «КазАгро»;

- организация сбыта / переработки сельхозпродукции.

 

4. ПОДДЕРЖКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО БИЗНЕСА ЗА СЧЕТ ДОЛГОСРОЧНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКАЗОВ В ОБМЕН НА ЛОКАЛИЗАЦИЮ

В сложившихся экономических условиях важно стимулирование спроса на продукцию отечественного производства.

Ключевую роль в данном процессе играют товары повседневного, а также постоянного спроса в рамках государственных закупок, закупках квазигоссектора и недропользователей.

Ежегодный объем потребления товаров повседневного спроса (одежда, обувь, продукты питания, мебель) составляет порядка 1,9 трлн. тенге. При этом общая доля потребления товаров повседневного спроса за счет отечественного производства не превышает в среднем 30%.

Общий объем гос. закупок, закупок квазигоссектора и недропользователей составляет порядка 9,7 трлн. тенге с долей отечественного на уровне 57%.

В связи с этим, необходимо принятие мер по повышению конкурентоспособности отечественных производителей путем повышения доли местного содержания за счет заключения долгосрочных договоров и предоставления государственной поддержки в обмен на локализацию производства.

В этой связи, целесообразно на Правительственном уровне создание комиссии по увеличению доли местного содержанию за счет заключения долгосрочных договоров и принятия комплексных мер государственной поддержки для предприятий обрабатывающего сектора промышленности.

Одним из механизмов стимулирования спроса на отечественную продукцию является централизация системы государственных закупок.

 

5. ЭКСПОРТООРИЕНТИРОВАННОСТЬ МСП - КЛЮЧЕВОЙ ДРАЙВЕР РОСТА ЭКОНОМИКИ

Замедление экономического развития страны в последние несколько лет стимулирует нас на поиск новых драйверов роста. Если на протяжении десятилетий экономика страны зависела от крупных компаний, то сегодня мы должны изменить свою парадигму в сторону малого и среднего предпринимательства. В особенности, уделить внимание экспортоориентированным предприятиям, потому что в лице наших крупнейших соседей мы имеем еще нереализованный экспортный потенциал на огромных рынках Китая, России и Ирана.

В этой связи, предлагается разработать новую Стратегию продвижения экспорта с консолидацией на экспортоориентированность МСП всех мер поддержки экспорта с операторством в едином окне.

С учетом сформировавшейся региональной инфраструктуры вплоть до районных центров и наличием оцифрованной базы средних и крупных предприятий, налаженными связями с системой торгово-промышленных палат зарубежных стран, единым оператором в сфере экспорта могла бы управлять НПП «Атамекен».

 

6. РЕГИОНАЛЬНАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК ОСНОВА ДЛЯ ПРИНЯТИЯ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ И ИНВЕСТИЦИОННЫХ РЕШЕНИЙ

Региональная карта развития предпринимательства - это электронный портал, представляющий собой бизнес-навигатор, где сосредоточена актуальная информация для предпринимателей, потенциальных предпринимателей, инвесторов и иных пользователей, имеющих заинтересованность в предпринимательской деятельности.

 

7. СОЗДАНИЕ СЕРВИСА «ПРАВИТЕЛЬСТВО ДЛЯ БИЗНЕСА»

За последние годы государство инициировало и создало инфраструктуру мер поддержки бизнеса, необходимые программы и институты. Сегодня настал момент, когда необходимо консолидировать эти меры поддержки, сделать их удобными и эффективными, предоставляя меры поддержки предпринимателей из «единого окна» по аналогии «Правительство для граждан».

Проект «Правительство для бизнеса» позволит создать эффект синергии от консолидации мер поддержки в «едином окне», увеличит охват и доступность мер поддержки для предпринимателей, а также повысит прозрачность процедур получения мер поддержки.

Операторство, с учетом имеющейся инфраструктуры до районного уровня и опыта работы по сервисному обслуживанию предпринимателей, предлагается закрепить за НПП «Атамекен», при координации со стороны Правительства.

Правительство для бизнеса - это одно окно, в котором предпринимателя консультируют, оказывают услугу и сервис в едином стандарте и формате, объединяя все меры, оказываемые институтами развития для бизнеса, начиная от субсидирования, грантования, сертификации, факторинга, торговых площадок, СЭЗы, НИОКР и т.д.

 

8. ДЕРЕГУЛИРОВАНИЕ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ

В целом по республике контрольные и надзорные функции осуществляет 61 ведомство (45 ведомств центральных госорганов и 16 местных исполнительных органов в регионах).

Анализ государственных функций показал, что указанные ведомства обладают 512 контрольными функциями в различных сферах, что говорит о тотальности государственного контроля.

В этой связи, предлагается:

1) провести работу по сокращению требований, предъявляемых к субъектам бизнеса при проведении проверок.

2) провести разграничение государственного контроля на контроль за безопасностью товаров (работ, услуг) и контроль за качеством товаров (работ, услуг);

3) передать контрольные функции по вопросам качества предоставляемых товаров, работ и услуг в конкурентную среду (саморегулируемые организации (СРО), при этом информация СРО по итогам мониторинга субъектов предпринимательства на предмет соответствия требованиям качества товаров (работ, услуг) будет учитываться в СУР, тем самым снижая количество проверок на предмет соответствия требованиям безопасности в отношении добросовестных предпринимателей;

4) поэтапное замещение государственного контроля обязательным страхованием ответственности предпринимателей перед потребителями;

5) сократить количество исключений из общего порядка проведения проверок в Предпринимательском кодексе. 

С целом, необходимо провести ревизию контрольно-надзорных функций государственных органов.

 

9. ДАЛЬНЕЙШАЯ ГУМАНИЗАЦИЯ УГОЛОВНОГО И АДМИНИСТРАТИВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1) В новом Уголовном кодексе существенных смягчений по экономическим преступлениям, в целом, не наблюдается. Наказания за некоторые из них вполне сопоставимы с наказанием за убийство, к примеру, за выписку фиктивного счета-фактуры, уклонение от уплаты налогов, лжепредпринимательство предусмотрено до десяти лет лишения свободы.

Учитывая проводимую политику последовательного отхода от карательных мер к профилактике, к уголовным правонарушениям в экономической сфере следует применять экономические меры ответственности.

2) Несмотря на недавнее принятие нового Кодекса «Об административных правонарушениях», в нем остается ряд вопросов, требующих решения.

На сегодняшний день в целом Кодекс содержит 608 составов правонарушений, из которых более 400 составов применяются в отношении субъектов предпринимательской деятельности. Из этих 400 составов затрагивающих предпринимателей, всего 14 статей предусматривают взыскание в виде «предупреждения», т.е. на безальтернативной основе.

Таким образом, в Кодексе необходимо шире использовать институт предупреждения по составам, которые не представляют большой общественной опасности.

Для этих целей предлагается:

1) совместно с Генеральной Прокуратурой с подключением бизнес-сообщества провести работу по исключению излишней репрессивности Уголовного кодекса с отходом от карательных мер к профилактике.

2) провести работу по расширению института предупреждения в рамках Административного кодекса, исключить зависимость штрафов от размера бизнеса, а также установить верхние пределы штрафов для всех категорий бизнеса.

 

10. РЕВИЗИЯ ВСЕХ ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ И ДОЧЕРНИХ СТРУКТУР ГОСОРГАНОВ И МИО НА ПРЕДМЕТ НАРУШЕНИЯ РЫНОЧНЫХ ПРИНЦИПОВ

На расширенном заседании Правительства 09 сентября 2016 года Глава государства отметил необходимость проведения повторной инвентаризации подведомственных организаций министерств и ведомств с целью передачи их в конкурентную среду или на местный уровень.

В настоящее время роль квазигосударственного сектора в экономике остается чрезмерно высокой. Доля активов контролируемых государством организаций достигает 60% ВВП.

В этой связи предлагается провести с участием бизнес-сообщества полноценный анализ функций подведомственных и дочерних структур госорганов и МИО на предмет нарушения рыночных принципов и стандартов ОЭСР.

На основе проведенного анализа приватизировать и/или ликвидировать субъекты и организации, не соответствующие вышеуказанным принципам и задачам.

***

Считаем, что вышеперечисленные меры полностью соответствуют задачам, обозначенным Главой государства, и, в целом Стратегии по вхождению Казахстана в 30-ку развитых стран и внедрению стандартов ОЭСР. В связи с этим, предлагаем включить данные меры в План Правительства по исполнению поручений Главы государства.

В дальнейшем НПП «Атамекен» готова участвовать в обсуждении и доработке предложений с государственными органами, а также представить подробные механизмы, необходимые расчеты, предложения по изменению НПА и т.д.

 


Информация о выполненной работе в сфере малого и среднего бизнеса за 2 месяца 2017 года

По итогам 2 месяцев 2017 года было зарегистрировано всего  1168 субъектов частного предпринимательства, в том числе 97 -  юридических лиц, 870 -  физических лиц. По сравнению с 2016 годом на 6,6 % увеличилось количество зарегистрированных субъектов частного предпринимательства.
Число функционирующих объектов частного предпринимательства  составило 967,  это 97,6 % от общего числа зарегистрированных.
По району за 2 месяца 2017 года в сфере частного предпринимательства работают 2243 человека. В том числе 1363 чел. в сфере сельского хозяйства,                   178 чел. в сфере строительства, 93 чел. в сфере транспорта и связи, 400 чел. в сфере торговли и 213 чел. работают в других сферах частного предпринимательства.
Объем оказанных услуг субъектами частного предпринимательства за 2 месяца 2017 года составил 354,9 млн.тенге, который по сравнению с 2016 годом увеличился на 6,5%, в сфере  строительства увеличился на 4,0%, в сфере транспорта и пассажирских перевозок на 0,3 %, в сфере торговли на 0,6 %, в сфере.  Производственный объем в сфере сельского хозяйства составил 177,6 млн.тенге.
Количество поступивших налоговых поступлений от субъектов частного предпринимательства за 2 мес.2017 года составило 29,0 млн.тенге. В том числе поступило от юридических лиц 16,1 млн.тг и от физических лиц 12,9 млн.тенге, что по сравнению с 2016 годом составило 305,9%.
Благодаря различным программам и кредитам оказанным со стороны государства за 2 мес. 2017 года было зарегистрировано 41 новых индивидуальных предпринимателей. В том числе в сфере сельского хозяйства 26, в сфере торговли 4, в сфере транспорта и связи 6, и  в других сферах предпринимательства было зарегистрировано 5 предпринимателей.
За данный период времени Сырымским Филиалом Национальной палаты предпринимателей  были даны 122 консультации по вопросам предпринимательства.
Одной из проблем находящемся на постоянном контроле является необоснованное повышение цен на продовольственные товары представленных для народа. В данное время цена стабильная, товары реализуются на 10-15% выше чем в областных оптовых торговых точках. В районе в целях поддержания стабильности цен на хлеб постоянно проводятся разъяснительные работы с директорами  пекарни в  сельских округах.
   
   Программа «Сыбага»

По этой программе 5 хозяйственных структур получив кредит на сумму 44,913 млн. тенге, закупили 195 голов маточного и 8 голов племенных быков.

Программа «Алтын асык»

Участвовавшее в этой программе 1 хозяйство получив кредит на сумму 10,0 млн.тенге, закупили 380 голов овец и 10 голов племенных  баранов. 
В будущем данные программы  будут иметь свое продолжение.

Программа «Береке»
С целью открытия откормочной площадки в данной программе участвовали 34 предпринимателя, которые получили кредиты на сумму 76 млн 650 тыс.тенге. Документы 5 предпринимателей на рассмотрении.
Был обновлен  состав Общественного Совета предпринимателей при акимате района. В январе месяце текущего года Совет предпринимателей провел очередное зааседание, где были утверждены план  работы и Карта предпринимательства на 2017 год.
На 2017 год был запланирован План развития малого и среднего предпринимательства, включающий 16 проектов на сумму 500 млн. 900 тыс.тенге.  С целью реализации данного плана отделом предпринимательства был разработан сетевой график.
Из запланированных 16 бизнес-проектов 2 на данное время уже реализованы.

  1. Индивидуальный предприниматель Булдуртинского сельского округа «Уразов Е»  открыв продовольственный магазин и парикмахерскую обеспечил постоянной работой 5 человек. Стоимость проекта 3,0 млн.тенге.Источник финансирования: «Дорожная карта занятости-2020». В апреле-мае месяцах предприниматель дополнительно планирует  ввести в эксплуатацию мини-цех пекарню.
  2. Вдоль трассы международного значения  Самара-Шымкент была открыта автозаправочная станция «Нефтэк». Постоянной работой обеспечены 8 человек. Стоимость проекта 200,0 млн.тенге.